муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №151 с углубленным изучением отдельных предметов»

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Ниже приведены выдержки из замечательной книги Владимира Леви «Нестандартный ребенок»
Закон: каждый день с ребенком начинать радостью, заканчивать миром.
Общайтесь с ребенком сидя, не заставляйте его стоять перед вами, задрав голову!

Пожелания:

1. Давать себе время.

Очень часто мы ведем себя как самозарядный автомат, не давая себе времени не то что подумать, а просто увидеть, что происходит. «Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего». Дети не уважают суетливость. Медлительность старших всегда действует внушающим образом.

2. Давать ему время.

«Давай быстрее!», «Ну что же ты застрял», «Опять возишься!», «Садись есть немедленно!», «Домой, сейчас же!». Знакомо? Многие дети по тем или иным причинам не справляются с темпами, требуемыми со стороны взрослых. Ребенок — не автомат.
Правильно (до 7 лет): «Вот эту башню достроишь, а потом …», «Скоро я начну считать до десяти, и когда досчитаю …» (позвоню в колокольчик, хлопну в ладоши, …)
Правильно (после 7 лет): «Скоро спать (идти домой, садиться делать уроки, …), приготовься …» «У тебя еще ровно 10 минут, заканчивай …)
Если необходимость требует немедленности, твердо и внушительно, но обязательно весело приказывайте! Если ребенок начинает препираться, повторите приказ более властно или примените мягкое физическое насилие: обнимите и уведите.

3. Не внушать отрицательного!

«Вот сейчас тебя собака съест!», «Вот отдам тебя тому дяде!», «Машина задавит!», «Простудишься , заболеешь». «Будешь трогать пипку — отвалится, и умрешь». Отрицательное внушение сделает свое разрушительное дело скорее всего позже. Страх, ненависть, ужас могут проснуться в другое время и в другом месте. Пожалуйста, не цепляйтесь к ребенку все время в его (ее) страхи, неуспеваемость, плохое поведение, скверную привычку, болезнь. Проникнитесь его (ее) проблемой, спокойно и разумно попытайтесь проанализировать, почему она возникла. Если можете, помогите! Не бесконечным напоминанием, а делом.

4. Внушать положительное!

Несмотря ни на что, наши дети очень хорошие, несмотря ни на что жить можно, и жить хорошо. Не «вешайте» на ребенка лишней информации, своих негативных мнений о родственниках, сослуживцах, учителях, …

5. Не внушать нереальное.

Самые глубокие пессимисты вырастают из детей, воспитанных чрезмерно оптимистически. Знание жизни необходимо! Если ребенок задал вопрос, отвечайте, даже если он Вам кажется опасным или несвоевременным. Если не вы, то ответит кто-нибудь другой.

6. Давать отдых от внушений.

Представим, что с нами будет, если 37 раз в сутки нам будут приказывать, 42 раза увещевать, 50 раз обвинять. Ребенку нужен отдых не только от распоряжений, уговоров, приказаний и похвал, нужен отдых от каких-либо воздействий и обращений. Мы можем позволить себе отдохнуть от ребенка (придумав вполне уважительную причину нашей усталости). Ребенка мы «не слышим».

7. Пример — под вопрос.

Нам надлежит быть для детей примером? Подумайте лучше не о собственной безупречности, а о том, насколько ваши взаимоотношения доверительны, искренни. Если есть движение навстречу с обеих сторон, особой безупречности от Вас не потребуется. В этом случае ребенок возьмет лучшее.

8. Уважать тайну.

Нет прощения взрослому, лезущему без спроса в тайны детей. Страшнее, чем избить, искалечить. Ребенка надо уважать! Старайтесь остерегаться лобовых вопросов по темам: самочувствие, самооценка, отношения со сверстниками, отношение к вам, любовь, страхи и т.д. Иногда можно начать разговор «по касательной», в форме веселого и небрежного утверждения чего-то. Такой разговор необходимо сначала продумать. Можно начать разговор с себя, с похожей ситуации у других, … Правильно заданный вопрос может спасти. Неумелый — убить.

9. А мы не лжем?

Страшно и больно поймать первый раз ребенка на лжи. Реакция: «Какая мерзость! У нас в семье никто, никогда, …» Остановитесь! Почему, давая себе, право на ложь, мы не даем его детям? Есть ложь во благо, ложь во спасение, ложь чтобы соблюсти приличия, и т. д. Начиная примерно с 7-ми лет, имеет смысл время от времени разговаривать с ребенком о разновидностях лжи, встречающейся в повседневности. Спокойно обсуждать, вместе думать, когда и как можно избежать лжи.

10. Учитывать состояние ребенка.

Полчаса после сна, полчаса перед сном во избежание нервных срывав нельзя выяснять отношения!
Перед менструацией и во время нее девочку нельзя считать полностью вменяемой.
Мальчик, теряющий уверенность в себе, хуже соображает, медленнее растет.
Знание, усвоенное без радости, не усвоено!